самопознание и развитие личности_10 класс
Тип урока Изучение нового материала.
Цель урока: изучение темы «Самосознание» в рамках темы «Самопознание».
Задачи:
·
раскрытие понятий: самосознание;
·
развитие навыков самоанализа;
·
воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека;
·
подготовка к социализации, основанной на знании своего "Я" и
умении применять свое знание в процессе адаптации.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран,
учебники, тетради, презентация к уроку.
План урока:
1. Самосознание и самопознание
2. Роль самооценки в формировании личности
3. Тестирование учащихся с целью выявления уровня
их самооценки
4. Самоисповедь как средство познания своего Я
5. Итог урока.
Ход урока
Слайд 2 Учитель. Вы видите стихотворение поэта 15 века Франсуа Виньона:
Поскольку мы продолжаем изучать виды познавательной деятельности, то вы,
наверное, уже догадались о каком виде познания пойдет речь сегодня на уроке.
Слайд 3 – план урока
Слайд 4-5 Учитель. Итак, давайте запишем
определения. Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные
решения, вступать в определенные отношения с
другими людьми и природой. Самопознание – изучение
личностью собственных психических и физических особенностей.
Слайд 6 Учитель. Рассмотрим виды самопознания. Опосредованное и непосредственное…..
Слайд 7 Учитель. Жизнь - это непрерывный,
зачастую неосознанный процесс самопознания. Самопознание начинается с
самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Учёные полагают, что такое
различение встречается уже у трёх - восьмимесячных младенцев.
Затем
образ «Я» формируется на основе ощущений - боль, радость. Но в среднем до двух
лет дети не узнают своё отображение. Открытие своего облика, отражённого в
зеркале, вызывает удивление и восторг. Начинается САМОВОСПРИЯТИЕ.
12 – 15 лет. Большое внимание уделяется внешнему
образу, облику, одежде, физической подготовке
20 – 30 лет. Внимание переключается к внутренней
сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации
60 – 70 лет. Считает, что знает о себе все, отчего к
самопознанию отношение второстепенное.
Слайд 8 Учитель. Внешность
человека важная деталь его сущности. Можно задаться вопросом: Характер человека
зависит от внешности или внешность зависит от характера? Но как бы ни было,
внешность человека оказывает влияние на восприятие человека другими людьми.
Задание: Приведите примеры такого восприятия. Ответы учащихся:
Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле. К сожалению, этой особенностью человеческого восприятия часто пользуются преступники, производя приятное впечатление. Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Помогает составлению верного представления о себе – САМООЦЕНКА.
Задание: Приведите примеры такого восприятия. Ответы учащихся:
Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле. К сожалению, этой особенностью человеческого восприятия часто пользуются преступники, производя приятное впечатление. Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Помогает составлению верного представления о себе – САМООЦЕНКА.
Слайд 9 Учитель. Самооценка – это оценка личностью
самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Слайд 10 Учитель. Отношение к собственной
внешности, представление о своих способностях, об отношении к тебе других людей
формируют самооценку. Самооценка – эмоциональное отношение к своему образу: «Я
умён», «Я красив» и т.д.
Задание: Каковы на ваш взгляд последствия
завышенной самооценки, заниженной, нормальной? Ответы
учащихся:
Слайд 11 Учитель. Рассмотрим мотивы обращения к самооценке…..
Слайд 12-14 Учитель. Давайте проведем небольшой тест на выявление уровня
самооценки.
Слайд 15 Учитель. Также самооценка формируется через
отношение к своим успехам и неудачам. Чтобы провести самооценку необходимо
честно самому себе о себе все сказать.
Задание: Как вы думаете это легко или нет. Почему?
Ответы учащихся:
Учитель: Самоисповедь затруднена из-за необходимости нравственной честности, из-за необходимости заглянуть в свое подсознание.
Задание: Что, по-вашему дает человеку самоисповедь?
Ответы учащихся:
Задание: Какие вы знаете способы самоисповеди?
Ответы учащихся:
Задание: Как вы думаете это легко или нет. Почему?
Ответы учащихся:
Учитель: Самоисповедь затруднена из-за необходимости нравственной честности, из-за необходимости заглянуть в свое подсознание.
Задание: Что, по-вашему дает человеку самоисповедь?
Ответы учащихся:
Задание: Какие вы знаете способы самоисповеди?
Ответы учащихся:
Слайд 16 Учитель. К способам самоисповеди можно отнести дневник и тест. Это позволяет
уяснить ситуацию, приобрести опыт и облегчить свои переживания.
Слайд 17
Слайд 17
Учитель: Я прочитаю вам выдержки из дневников
двух восьмиклассниц. Могут ли записи в них считаться самоисповедью? Почему?
Ответы
учащихся:
Слайд 18 Учитель. Итак, подводя итог, можно
сказать, что особенностями самопознания являются: оно направлено на самого познающего, как на внешний облик,
так и на
внутреннюю сущность; присутствует субъективность; большое значение в
познании собственного Я имеет точка
зрения и оценка окружающих; происходит
на индивидуальном уровне в течение всей жизни;
присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию).
Слайд 19 Учитель. Предлагаю вам темы для написания эссе.
Выставление
оценок за урок.
Комментарии
Отправить комментарий