самопознание и развитие личности_10 класс

Тип урока Изучение нового материала.
Цель урока: изучение темы «Самосознание» в рамках темы «Самопознание».
Задачи:
·         раскрытие понятий: самосознание;
·         развитие навыков самоанализа;
·         воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека;
·         подготовка к социализации, основанной на знании своего "Я" и умении применять свое знание в процессе адаптации.
Оборудованиемультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.
План урока:
1. Самосознание и самопознание
2. Роль самооценки в формировании  личности
3. Тестирование учащихся с целью выявления уровня их самооценки
4. Самоисповедь как средство познания своего Я
5. Итог урока.
Ход урока

Слайд 2         Учитель. Вы видите стихотворение поэта 15 века Франсуа Виньона:
Поскольку мы продолжаем изучать виды познавательной деятельности, то вы, наверное, уже догадались о каком виде познания пойдет речь сегодня на уроке.
Слайд 3 – план урока
Слайд 4-5        Учитель. Итак, давайте запишем определения. Самосознание    –    определение человеком себя как   личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с  другими людьми и природой. Самопознание  –  изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Слайд 6         Учитель. Рассмотрим виды самопознания. Опосредованное и непосредственное…..
Слайд 7         Учитель. Жизнь - это непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания. Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Учёные полагают, что такое различение встречается уже у трёх - восьмимесячных младенцев.
Затем образ «Я» формируется на основе ощущений - боль, радость. Но в среднем до двух лет дети не узнают своё отображение. Открытие своего облика, отражённого в зеркале, вызывает удивление и восторг. Начинается САМОВОСПРИЯТИЕ.
12 – 15 лет. Большое внимание уделяется внешнему образу, облику, одежде, физической подготовке
20 – 30 лет. Внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации
60 – 70 лет. Считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное.
Слайд 8         Учитель. Внешность человека важная деталь его сущности. Можно задаться вопросом: Характер человека зависит от внешности или внешность зависит от характера? Но как бы ни было, внешность человека оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. 

Задание: Приведите примеры такого восприятия. Ответы учащихся: 

Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле. К сожалению, этой особенностью человеческого восприятия часто пользуются преступники, производя приятное впечатление. Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Помогает составлению верного представления о себе – САМООЦЕНКА.
Слайд 9         Учитель. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Слайд 10       Учитель. Отношение к собственной внешности, представление о своих способностях, об отношении к тебе других людей формируют самооценку. Самооценка – эмоциональное отношение к своему образу: «Я умён», «Я красив» и т.д.
Задание: Каковы на ваш взгляд последствия завышенной самооценки, заниженной, нормальной?  Ответы учащихся:
Слайд 11       Учитель. Рассмотрим мотивы обращения к самооценке…..
Слайд 12-14              Учитель. Давайте проведем небольшой тест на выявление уровня самооценки.
Слайд 15       Учитель. Также самооценка формируется через отношение к своим успехам и неудачам. Чтобы провести самооценку необходимо честно самому себе о себе все сказать.
Задание: Как вы думаете это легко или нет. Почему?
Ответы учащихся:
Учитель: Самоисповедь затруднена из-за необходимости нравственной честности, из-за необходимости заглянуть в свое подсознание.
Задание: Что, по-вашему дает человеку самоисповедь?
Ответы учащихся: 
Задание: Какие вы знаете способы самоисповеди?
Ответы учащихся: 

Слайд 16       Учитель. К способам самоисповеди можно отнести дневник и тест. Это позволяет уяснить ситуацию, приобрести опыт и облегчить свои переживания.

Слайд 17
Учитель: Я прочитаю вам выдержки из дневников двух восьмиклассниц. Могут ли записи в них считаться самоисповедью? Почему? 
 Ответы учащихся: 
Слайд 18       Учитель. Итак, подводя итог, можно сказать, что особенностями самопознания являются: оно направлено на самого познающего, как на внешний  облик,  так  и  на  внутреннюю сущность; присутствует субъективность; большое значение в познании собственного    Я имеет точка зрения и оценка окружающих;  происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни;  присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию).
Слайд 19       Учитель. Предлагаю вам темы для написания эссе.

Выставление оценок за урок.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

тест_место искусства в духовной культуре_подготовка к ЕГЭ

Занимательное обществознание_10-11 классы

тест_ограны государственной власти в РФ, федеративное устройство_11 класс