Предпосылки формирования правомерного поведения_10 класс

Мотивационный этап
Вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 217), заставят учащихся задуматься о сущности правомерного поведения, важности правовых знаний. Рекомендуем учи­телю поставить эти вопросы перед классом в начале из­учения материала с тем, чтобы вернуться к ним на этапе подведения итогов. К содержанию нового материала под­водят следующие вопросы и задание (по ранее пройденно­му материалу) (слайд 2):
1) В чём причины отклоняющегося поведе­ния?
2) В чём особенности правонарушения?
3) Объясните различия между проступком и преступлением.
4) В чём социальная опасность преступности?
Корректируя ответы учащихся, подводим их к мысли, что правовые нормы сами по себе не станут правилом пове­дения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым. Предпосылкой правомерного поведения служат понимание людьми справедливости и полезности правовых норм, со­циальная зрелость и юридическая грамотность. Следова­тельно, понятие «правомерное поведение» неразрывно свя­зано с понятиями «правосознание» и «правовая культура».
      Вывод:  правовые  нормы сами  по  себе  не  станут  правилом  поведения  до  тех  пор,  пока  они  не  будут  осознаны каждым.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала (слайд 3):
1.               Правосознание.
2.               Правовая культура.
3.               Правомерное поведение.
      Вопрос:  Вспомните, что такое самосознание?
(Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)
1. Разбор задания №1 с. 228 в учебнике (Учитель фиксирует все точки зрения и переходит к раскрытию понятия «правосознание» как отношения людей к праву, действующему законодательству и юридической практике).
2. Учитель:
- давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.
(учитель  сообщает  о Федеральном законе « О ветеранах» - из учебника).
      (Учитель подчёркива­ет, что правосознание складывается из знания права, пра­вовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок)).
3. Работа в тетрадях (слайд 4).
Дается задание выписать элементы правосознания в следующую таблицу:
Правосознание
Правовые
знания
Правовая
идеология
Правовая
психология
Правовые
установки




Вывод:  Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой (слайд 5).
4. Учитель:
- Переходим к рассмотрению второго пункта нашего плана.
Предлагаются 2 ситуации:
1.     Двое подростков 12 и 13 лет, зная, что до 14 лет их не могут привлечь к уголовной ответственности, ночью угнали стоящую во дворе автомашину соседа. Покатавшись на машине несколько часов, они бросили её в глухом переулке.
2.     Гражданина М. недавно уволили с работы, ему приходится зарабатывать деньги, используя личный автомобиль. Однажды сосед попросил съездить с ним за вещами, которые он оставил у своего знакомого. Гражданин М. согласился и поехал по указанному адресу. По дороге сосед сообщил ему, что хочет совершить кражу, и пообещал хорошо заплатить за помощь. Гражданин М. хорошо понимал, что становится соучастником преступления. Но в то же время деньги ему были очень нужны. Подумав, что, может быть, о краже никто не узнает, он согласился принять в ней участие.
Можно; ли назвать участников этих историй правокультурными людьми? Почему?
        Вывод: не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать право­культурным человеком: знание юридических правил обяза­тельно должно сочетаться с их соблюдением (слайд 6,7).
        Учитель предлогает ученикам прочитать наиболее общее определение понятия правовой культуры общества, акцентирует их внимание на раскрытии понятия современной правовой культуры как правовой культуры гражданского общества и правового го­сударства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, где соблюдают и защищают их.
Учитель сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –
(слайды 8, 9).
        Необходимо подвести учащихся к пониманию того, что недооценка роли права или его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отноше­ние приводят к различным правонарушениям, например к умышленному нарушению законов, к массовому несоблю­дению правовых норм, к нарушению прав человека.
        В российском общест­ве всегда были сильны традиции правового нигилизма. Условия современной жизни, которые способствуют их сохранению: недостатки проводимых социально-экономических преоб­разований, незавершённость правовой реформы, неэффек­тивная работа органов государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью.
        Учёные, изучавшие проблемы молодёжи, считают, что в результате роста криминогенного влияния на молодёжь происходят важные изменения в её сознании и поведении. Во-первых, существенно трансформируется её социальное самочувствие. В нём доминирует чувство опасности в связи с ростом молодёжной и подростковой преступности (девуш­кам это свойственно в большей степени, чем юношам). У юношей социальное самочувствие в связи с этим видом преступности в большей степени характеризуется, с одной стороны, безразличием к нему, а с другой — ненавистью. В одном случае молодые люди становятся жертвой, а в другом — соучастниками преступлений. Противостоять преступности реально невозможно ни в том, ни в другом случае.
        Во-вторых, отмечается нежелание большинства моло­дых людей содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью. Такая позиция, вероятно, имеет связь не только с воздействием криминального мира, но и с оцен­кой деятельности правоохранительных органов.
        В-третьих, не менее важным проявлением криминогенно­го влияния на молодёжь является проникновение в её созна­ние и поведение элементов криминальной субкультуры, прежде всего блатного жаргона, уголовно-тюремного фольк­лора, татуировок с типичными тюремными сюжетами.
        В-четвёртых, существенное значение имеет в современ­ных условиях ослабление правовых регуляторов поведения молодёжи. В первую очередь это связано с расширением пра­вового нигилизма и формированием установки на допусти­мость правонарушений. Чаще всего совершают правонару­шения молодые люди, имеющие неполное или полное де­вятилетнее, начальное профессиональное образование.
        Вывод: Для того чтобы повысить уровень правосознания и пра­вовой культуры, необходима продуманная система право­вого воспитания.
5. Учитель:
- Переходим к рассмотрению  третьего пункта плана.
        Вопросы (слайд 10): 
- какое поведение называют правомерным?
(это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их).
- Что же заставляет основную часть населения дей­ствовать правомерно?
- Какой вид поведения является наиболее желатель­ным для общества? Почему?
- Подумайте, в чём заключаются возможные негатив­ные проявления конформистского поведения.
        После ответов учащихся ставим следующий вопрос:
- Каковы предпосылки формирования правомерного поведения?
  Учитель записывает на доске предложения учащихся, распределяя их в три столбика (педагог условно выделяет юридические, психологические и социальные предпосылки). Когда список будет закончен, учитель предлагает назвать условия, необходимые для формирования правомерного поведения (дать обобщённое название каждому столбику) (слайд 11).
Выполнение этого задания поможет объяснить, что правомерное поведение — это сложное социальное явление, которое определяется существующими правовыми отношениями и социальной средой. Но этого недостаточно: человек должен действовать сознательно, понимать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и вести себя в соответствии с ними.
Учитель рассказывает о Деточкине из фильма « Берегись автомобиля». (Бывший шофер, ловко крадёт автомобили, принадлежащие не очень честным людям, которым до поры удаётся избегать пред­усмотренной законом ответственности. Украденные авто­мобили он продаёт, а вырученные деньги перечисляет дет­ским домам. Дайте оценку поступкам Деточкина. Ситуацию трудно оценить однозначно. Деточкин поступа­ет неправомерно: борясь с правонарушителями, он сам нару­шает нормы права и становится преступником. Но он заслуживает сочувствия и снисхождения, поскольку вырученные от продажи краденых автомобилей деньги перечис­ляет детским домам).
Вывод: Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя.  
Этап закрепления:
        Рубрика «Практические выводы».
- В каких случаях полученные знания пригодятся на практике?
- Какой минимум правовых знаний должен быть у каждого чело­века? От каких бед это сможет его уберечь?
- Как влияет привычка человека к правомерному поведению на его отношения с другими людьми?
Выводы:
·        Знание право­вой информации делает человека социально защищённым, обеспечивает его правовую безопасность, помогает противо­стоять произволу других лиц.
·        В любой ситуации важно точно знать границы допустимого и долж­ного (с точки зрения права) поведения.
Рубрикой «Мысли мудрых»:
- Как вы понимаете смысл высказывания Ф. Ламенне?
- С какими поло­жениями урока оно может быть связано?
- Актуально ли оно в современных условиях? Приведите примеры, иллюстри­рующие вашу точку зрения.
Домашнее задание:
§ 21, вопросы для само­проверки и задание 3 к параграфу, документ стр. 227 и зада­ния к нему. Трём группам подготовить по одному развёр­нутому плану по теме:
1.     Правосознание.
2.     Правовая культура.
3.     Правомерное поведение.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из ко­торых два или более детализированы в подпунктах.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

тест_место искусства в духовной культуре_подготовка к ЕГЭ

Занимательное обществознание_10-11 классы

тест_ограны государственной власти в РФ, федеративное устройство_11 класс