Предпосылки формирования правомерного поведения_10 класс
Мотивационный этап
Вопросы, поставленные в начале параграфа
(с. 217), заставят учащихся задуматься о сущности правомерного поведения,
важности правовых знаний. Рекомендуем учителю поставить эти вопросы перед
классом в начале изучения материала с тем, чтобы вернуться к ним на этапе
подведения итогов. К содержанию нового материала подводят следующие вопросы и
задание (по ранее пройденному материалу) (слайд
2):
1) В чём причины отклоняющегося поведения?
2) В чём особенности правонарушения?
3) Объясните различия между проступком и
преступлением.
4) В чём социальная опасность
преступности?
Корректируя ответы учащихся, подводим их к
мысли, что правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор,
пока они не будут осознаны каждым. Предпосылкой правомерного поведения служат
понимание людьми справедливости и полезности правовых норм, социальная
зрелость и юридическая грамотность. Следовательно, понятие «правомерное
поведение» неразрывно связано с понятиями «правосознание» и «правовая
культура».
Вывод:
правовые нормы сами по
себе не станут
правилом поведения до тех пор,
пока они не
будут осознаны каждым.
План изучения нового материала (слайд 3):
1.
Правосознание.
2.
Правовая культура.
3.
Правомерное поведение.
Вопрос:
Вспомните, что такое самосознание?
(Определение
себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и
совершаемые поступки)
1. Разбор
задания №1 с. 228 в учебнике (Учитель фиксирует все точки зрения и переходит к
раскрытию понятия «правосознание» как отношения людей к праву, действующему
законодательству и юридической практике).
2. Учитель:
- давайте на
одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и
одобрение или неодобрение вновь принятых законов.
(учитель сообщает
о Федеральном законе « О ветеранах» - из учебника).
(Учитель
подчёркивает, что правосознание складывается из знания права, правовой
идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок)).
3. Работа в
тетрадях (слайд 4).
Дается задание выписать элементы правосознания в
следующую таблицу:
Правосознание
|
|||
Правовые
знания
|
Правовая
идеология
|
Правовая
психология
|
Правовые
установки
|
|
|
|
|
Вывод: Уровень
правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой
(слайд 5).
4. Учитель:
- Переходим к
рассмотрению второго пункта нашего плана.
Предлагаются 2
ситуации:
1.
Двое подростков
12 и 13 лет, зная, что до 14 лет их не могут привлечь к уголовной
ответственности, ночью угнали стоящую во дворе автомашину соседа. Покатавшись
на машине несколько часов, они бросили её в глухом переулке.
2.
Гражданина М.
недавно уволили с работы, ему приходится зарабатывать деньги, используя личный
автомобиль. Однажды сосед попросил съездить с ним за вещами, которые он оставил
у своего знакомого. Гражданин М. согласился и поехал по указанному адресу. По
дороге сосед сообщил ему, что хочет совершить кражу, и пообещал хорошо заплатить
за помощь. Гражданин М. хорошо понимал, что становится соучастником
преступления. Но в то же время деньги ему были очень нужны. Подумав, что, может
быть, о краже никто не узнает, он согласился принять в ней участие.
Можно;
ли назвать участников этих историй правокультурными людьми? Почему?
Вывод: не всякого человека, знающего и понимающего
юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических
правил обязательно должно сочетаться с их соблюдением (слайд 6,7).
Учитель предлогает ученикам прочитать наиболее общее
определение понятия правовой культуры общества, акцентирует их внимание на
раскрытии понятия современной правовой культуры как правовой культуры
гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают
права и свободы человека, где соблюдают и защищают их.
Учитель
сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –
(слайды 8, 9).
Необходимо подвести учащихся к пониманию того, что недооценка
роли права или его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное
к нему отношение приводят к различным правонарушениям, например к умышленному
нарушению законов, к массовому несоблюдению правовых норм, к нарушению прав
человека.
В российском обществе всегда были сильны традиции правового
нигилизма. Условия современной жизни, которые способствуют их сохранению: недостатки
проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой
реформы, неэффективная работа органов государственной власти, массовое и
повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью.
Учёные, изучавшие проблемы молодёжи, считают, что в
результате роста криминогенного влияния на молодёжь происходят важные изменения
в её сознании и поведении. Во-первых, существенно трансформируется её
социальное самочувствие. В нём доминирует чувство опасности в связи с ростом
молодёжной и подростковой преступности (девушкам это свойственно в большей
степени, чем юношам). У юношей социальное самочувствие в связи с этим видом
преступности в большей степени характеризуется, с одной стороны, безразличием к
нему, а с другой — ненавистью. В одном случае молодые люди становятся жертвой,
а в другом — соучастниками преступлений. Противостоять преступности реально
невозможно ни в том, ни в другом случае.
Во-вторых, отмечается нежелание большинства молодых людей
содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью. Такая позиция,
вероятно, имеет связь не только с воздействием криминального мира, но и с оценкой
деятельности правоохранительных органов.
В-третьих, не менее важным проявлением криминогенного
влияния на молодёжь является проникновение в её сознание и поведение элементов
криминальной субкультуры, прежде всего блатного жаргона, уголовно-тюремного
фольклора, татуировок с типичными тюремными сюжетами.
В-четвёртых, существенное значение имеет в современных
условиях ослабление правовых регуляторов поведения молодёжи. В первую очередь
это связано с расширением правового нигилизма и формированием установки на
допустимость правонарушений. Чаще всего совершают правонарушения молодые
люди, имеющие неполное или полное девятилетнее, начальное профессиональное
образование.
Вывод: Для того чтобы повысить уровень правосознания и правовой
культуры, необходима продуманная система правового воспитания.
5. Учитель:
- Переходим к
рассмотрению третьего пункта плана.
Вопросы (слайд 10):
- какое
поведение называют правомерным?
(это поведение
соответствующее правовым нормам, не нарушающее их).
- Что же
заставляет основную часть населения действовать правомерно?
- Какой вид поведения
является наиболее желательным для общества? Почему?
- Подумайте, в
чём заключаются возможные негативные проявления конформистского поведения.
После ответов учащихся ставим следующий вопрос:
- Каковы
предпосылки формирования правомерного поведения?
Учитель записывает на доске предложения
учащихся, распределяя их в три столбика (педагог условно выделяет юридические,
психологические и социальные предпосылки). Когда список будет закончен, учитель
предлагает назвать условия, необходимые для формирования правомерного поведения
(дать обобщённое название каждому столбику) (слайд 11).
Выполнение
этого задания поможет объяснить, что правомерное поведение — это сложное
социальное явление, которое определяется существующими правовыми отношениями и
социальной средой. Но этого недостаточно: человек должен действовать
сознательно, понимать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические
нормы и вести себя в соответствии с ними.
Учитель
рассказывает о Деточкине из фильма « Берегись автомобиля». (Бывший шофер, ловко
крадёт автомобили, принадлежащие не очень честным людям, которым до поры
удаётся избегать предусмотренной законом ответственности. Украденные автомобили
он продаёт, а вырученные деньги перечисляет детским домам. Дайте оценку
поступкам Деточкина. Ситуацию трудно оценить однозначно. Деточкин поступает
неправомерно: борясь с правонарушителями, он сам нарушает нормы права и
становится преступником. Но он заслуживает сочувствия и снисхождения, поскольку
вырученные от продажи краденых автомобилей деньги перечисляет детским домам).
Вывод:
Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы
и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя.
Этап закрепления:
Рубрика «Практические выводы».
- В каких случаях
полученные знания пригодятся на практике?
- Какой минимум
правовых знаний должен быть у каждого человека? От каких бед это сможет его
уберечь?
- Как влияет
привычка человека к правомерному поведению на его отношения с другими людьми?
Выводы:
·
Знание правовой
информации делает человека социально защищённым, обеспечивает его правовую
безопасность, помогает противостоять произволу других лиц.
·
В любой ситуации
важно точно знать границы допустимого и должного (с точки зрения права)
поведения.
Рубрикой
«Мысли мудрых»:
-
Как вы понимаете смысл высказывания Ф. Ламенне?
-
С какими положениями урока оно может быть связано?
-
Актуально ли оно в современных условиях? Приведите примеры, иллюстрирующие
вашу точку зрения.
Домашнее задание:
§
21, вопросы для самопроверки и задание 3 к параграфу, документ стр. 227 и задания
к нему. Трём группам подготовить по одному развёрнутому плану по теме:
1. Правосознание.
2. Правовая культура.
3. Правомерное поведение.
План
должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах.
Комментарии
Отправить комментарий