Обо мне
Я
– учитель? Да, я – Учитель!
Профессию
учителя, наверное, как и в любую другую, каждый выбирает
по-разному. Кто-то с юности понимает, чего хочет, и осознанно двигается по
рельсам институт-практика-работа. Кого-то ведут те самые неисповедимые пути,
которые невозможно просчитать и предвидеть. Я отношу себя ко второй категории.
Знаете, если бы мне лет
пять назад сказали, что я буду работать учителем в школе, ни за чтоб не
поверила… Я помню свои школьные годы. Как мы всем классом чуть не довели до
сердечного приступа учителя физики, как сбегали с уроков, писали записки от
имени своих родителей, как списывали контрольные и срывали уроки… Да много чего
было за время школьных лет и хорошего, конечно, тоже было много – первая
любовь, друзья, с которыми общаешься до сих пор. Но вернуться в школу учителем
я не мечтала. С самой юности видела себя в роли журналиста и уверенно шла в
этом направлении, сделала хорошую карьеру: от помощника журналиста до
выпускающего редактора, работала ведущей на телевидении. Но со мной произошло
то самое пресловутое эмоциальное выгорание. И это спустя 15 лет занятия любимым
делом! Я поняла все, больше не могу - фактически, я не живу очень большую часть
своей жизни, существую на работе! Уходить было страшно, как вообще страшно
кардинально менять жизнь. И мой мир остановился…семья, дом, ежедневные заботы.
Но склад характера просто не давал мне сидеть на месте. Как раз в это время
дочка пошла в первый класс. И я подумала, а почему бы и нет…
Мне было почти 30-ть,
когда я пришла работать в школу. Ситуация осложнялась двумя вещами: во-первых,
начинать мне предстояло не первого сентября, а с третьей четверти, то есть
«подхватывать» классы. Вторая сложность была не менее серьезной: мне
«достались» ученики старших классов, некоторые из которых на две головы выше
меня. Из-за моего роста меня в принципе путали со старшеклассницами.
В первый же день мне
дали два одиннадцатых класса, пять девятых и седьмые. Больше сотни детей,
каждого из которых надо было, как минимум, запомнить, понять, да еще и научить!
Я испытывала огромный страх. Это вообще основное чувство, которое сопровождало
меня все в первый год работы. А вдруг не смогу, не получится, не научу? А ведь
моим ученикам выходить во взрослую жизнь, им сдавать экзамены, поступать.
Столько мыслей, такой груз ответственности. В первые месяцы мне казалось, что
все происходящее сон… Дети — это совершенно другие существа. Инопланетяне. Я до
работы в школе даже целый день с детьми не проводила (свой ребенок – это
другое), а тут им нужно все время и энергию отдавать. Дети всегда внутренне
резонируют, становятся такими же, как ты. Если учитель напряжен, то и класс
пребывает в тревожности. А если от учителя идет уверенность и спокойствие, то
это тоже сразу передается детям. Я это ощутила на себе. Однажды, в пятницу в
конце дня один мальчик из моего класса воскликнул «Как же хорошо - завтра
выходной». И я вдруг тоже подумала, какое это счастье, что завтра суббота. И как-то
расслабилась, успокоилась. А потом смотрю на учеников — все сосредоточенно
работают, никто не хулиганит, не шумит. Им как будто передалось мое состояние,
и все стало мирно и гладко.
Не знаю, насколько
принципиально, что у меня не было педагогического образования, когда я пришла в
школу. Возможно, с одной стороны, это мне бы помогло, но с другой, - понадобилось
бы время, чтобы отойти от стереотипов. Да, сейчас есть диплом, но та практика,
а не теория, в которую окунулась, меня сделала учителем. В своей работе я
использую методы и приемы технологии развития критического мышления:
составление списка известной информации, верные – неверные утверждения,
графическая систематизация материала (таблицы, кластеры), активное чтение,
установление причинно-следственных связей между блоками информации, написание
творческой работы (эссе, синквейны). Именно они, на мой взгляд, позволяют выделять причинно-следственные связи между
происходящими событиями, изученным материалом, увиденным или услышанным; отклонить
неверную или ненужную информацию; сделать собственные выводы об интересах,
идейных установках, ценностных ориентациях, отраженных в тексте или речи
человека; выявить ошибочные стереотипы, способные привести к неверным выводам.
Я считаю, что важен не объем знаний и информации, «уложенных» в голову учеников,
а насколько правильно они способны управлять этой информацией,
то есть, находить в ней смысл, искать и оптимальным способом использовать в обыденной жизни. Добиться этого позволяет конструирование собственного знания в процессе обучения взамен уже «готового», а совместный поиск решений проблем, коммуникативно - деятельностный подход к обучению способствует диалогу и партнерским отношениям между учителем и учеником. Образовательный процесс тесно связан с решением конкретных жизненных задач, выяснением проблем, с которыми ученики сталкиваются в реальной жизни. И здесь важна ориентация на воспитание у школьников социальной ответственности, способности решать социально значимые проблемы в отношении коллективной и индивидуальной работы, взаимоуважении, понимании принципов и поступков.
то есть, находить в ней смысл, искать и оптимальным способом использовать в обыденной жизни. Добиться этого позволяет конструирование собственного знания в процессе обучения взамен уже «готового», а совместный поиск решений проблем, коммуникативно - деятельностный подход к обучению способствует диалогу и партнерским отношениям между учителем и учеником. Образовательный процесс тесно связан с решением конкретных жизненных задач, выяснением проблем, с которыми ученики сталкиваются в реальной жизни. И здесь важна ориентация на воспитание у школьников социальной ответственности, способности решать социально значимые проблемы в отношении коллективной и индивидуальной работы, взаимоуважении, понимании принципов и поступков.
Каждый раз, когда
происходит сложная ситуация с учеником я анализирую ее, изучаю педагогическую
литературу, например, мне близка позиция Шалвы Амонашвили, автора
гуманистической педагогики: быть учителем, а не педагогом – помочь и подсказать,
когда в основе образования лежит безграничная любовь к детям. Мы – взрослые,
были детьми и школьниками, а вот наши дети только переживают этот период, они
не знают какого это. И от меня зависит, какими будут мои ученики, выйдя за
порог школы во взрослую жизнь. Лично собой я горжусь тогда, когда мои “школьные
дети” активно и с интересом работают на уроках, проявляют искреннюю
заинтересованность предметом, преодолевают сообща трудности и проблемы,
радуются успехам друг друга. Успешный урок — это коллективная работа.
Сейчас у меня 23
класса, с 5-го по 11-тый. И каждый раз, проводя урок, я наслаждаюсь тем, что
делаю. Более того я с радостью общаюсь с каждым из них и во неурочное время. Я
понимаю, что люблю свою работу, люблю детей, таких неповторимых, держащих меня
каждый день в тонусе. Именно они не дают моему земному шару остановиться…
Комментарии
Отправить комментарий