Обо мне

Я – учитель? Да, я – Учитель!
Профессию учителя, наверное, как и в любую другую, каждый выбирает по-разному. Кто-то с юности понимает, чего хочет, и осознанно двигается по рельсам институт-практика-работа. Кого-то ведут те самые неисповедимые пути, которые невозможно просчитать и предвидеть. Я отношу себя ко второй категории.
Знаете, если бы мне лет пять назад сказали, что я буду работать учителем в школе, ни за чтоб не поверила… Я помню свои школьные годы. Как мы всем классом чуть не довели до сердечного приступа учителя физики, как сбегали с уроков, писали записки от имени своих родителей, как списывали контрольные и срывали уроки… Да много чего было за время школьных лет и хорошего, конечно, тоже было много – первая любовь, друзья, с которыми общаешься до сих пор. Но вернуться в школу учителем я не мечтала. С самой юности видела себя в роли журналиста и уверенно шла в этом направлении, сделала хорошую карьеру: от помощника журналиста до выпускающего редактора, работала ведущей на телевидении. Но со мной произошло то самое пресловутое эмоциальное выгорание. И это спустя 15 лет занятия любимым делом! Я поняла все, больше не могу - фактически, я не живу очень большую часть своей жизни, существую на работе! Уходить было страшно, как вообще страшно кардинально менять жизнь. И мой мир остановился…семья, дом, ежедневные заботы. Но склад характера просто не давал мне сидеть на месте. Как раз в это время дочка пошла в первый класс. И я подумала, а почему бы и нет…
Мне было почти 30-ть, когда я пришла работать в школу. Ситуация осложнялась двумя вещами: во-первых, начинать мне предстояло не первого сентября, а с третьей четверти, то есть «подхватывать» классы. Вторая сложность была не менее серьезной: мне «достались» ученики старших классов, некоторые из которых на две головы выше меня. Из-за моего роста меня в принципе путали со старшеклассницами.
В первый же день мне дали два одиннадцатых класса, пять девятых и седьмые. Больше сотни детей, каждого из которых надо было, как минимум, запомнить, понять, да еще и научить! Я испытывала огромный страх. Это вообще основное чувство, которое сопровождало меня все в первый год работы. А вдруг не смогу, не получится, не научу? А ведь моим ученикам выходить во взрослую жизнь, им сдавать экзамены, поступать. Столько мыслей, такой груз ответственности. В первые месяцы мне казалось, что все происходящее сон… Дети — это совершенно другие существа. Инопланетяне. Я до работы в школе даже целый день с детьми не проводила (свой ребенок – это другое), а тут им нужно все время и энергию отдавать. Дети всегда внутренне резонируют, становятся такими же, как ты. Если учитель напряжен, то и класс пребывает в тревожности. А если от учителя идет уверенность и спокойствие, то это тоже сразу передается детям. Я это ощутила на себе. Однажды, в пятницу в конце дня один мальчик из моего класса воскликнул «Как же хорошо - завтра выходной». И я вдруг тоже подумала, какое это счастье, что завтра суббота. И как-то расслабилась, успокоилась. А потом смотрю на учеников — все сосредоточенно работают, никто не хулиганит, не шумит. Им как будто передалось мое состояние, и все стало мирно и гладко.
Не знаю, насколько принципиально, что у меня не было педагогического образования, когда я пришла в школу. Возможно, с одной стороны, это мне бы помогло, но с другой, - понадобилось бы время, чтобы отойти от стереотипов. Да, сейчас есть диплом, но та практика, а не теория, в которую окунулась, меня сделала учителем. В своей работе я использую методы и приемы технологии развития критического мышления: составление списка известной информации, верные – неверные утверждения, графическая систематизация материала (таблицы, кластеры), активное чтение, установление причинно-следственных связей между блоками информации, написание творческой работы (эссе, синквейны). Именно они, на мой взгляд, позволяют выделять причинно-следственные связи между происходящими событиями, изученным материалом, увиденным или услышанным; отклонить неверную или ненужную информацию; сделать собственные выводы об интересах, идейных установках, ценностных ориентациях, отраженных в тексте или речи человека; выявить ошибочные стереотипы, способные привести к неверным выводам. Я считаю, что важен не объем знаний и информации, «уложенных» в голову учеников, а насколько правильно они способны управлять этой информацией,
то есть, находить в ней смысл, искать и оптимальным способом использовать в обыденной жизни. Добиться этого позволяет конструирование собственного знания в процессе обучения взамен уже «готового», а совместный поиск решений проблем, коммуникативно - деятельностный подход к обучению способствует диалогу и партнерским отношениям между учителем и учеником. Образовательный процесс тесно связан с решением конкретных жизненных задач, выяснением проблем, с которыми ученики сталкиваются в реальной жизни. И здесь важна ориентация на воспитание у школьников социальной ответственности, способности решать социально значимые проблемы в отношении коллективной и индивидуальной работы, взаимоуважении, понимании принципов и поступков.
Каждый раз, когда происходит сложная ситуация с учеником я анализирую ее, изучаю педагогическую литературу, например, мне близка позиция Шалвы Амонашвили, автора гуманистической педагогики: быть учителем, а не педагогом – помочь и подсказать, когда в основе образования лежит безграничная любовь к детям. Мы – взрослые, были детьми и школьниками, а вот наши дети только переживают этот период, они не знают какого это. И от меня зависит, какими будут мои ученики, выйдя за порог школы во взрослую жизнь. Лично собой я горжусь тогда, когда мои “школьные дети” активно и с интересом работают на уроках, проявляют искреннюю заинтересованность предметом, преодолевают сообща трудности и проблемы, радуются успехам друг друга. Успешный урок — это коллективная работа.  
Сейчас у меня 23 класса, с 5-го по 11-тый. И каждый раз, проводя урок, я наслаждаюсь тем, что делаю. Более того я с радостью общаюсь с каждым из них и во неурочное время. Я понимаю, что люблю свою работу, люблю детей, таких неповторимых, держащих меня каждый день в тонусе. Именно они не дают моему земному шару остановиться…


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

тест_место искусства в духовной культуре_подготовка к ЕГЭ

Занимательное обществознание_10-11 классы

тест_ограны государственной власти в РФ, федеративное устройство_11 класс