Социальная структура и социальные отношения_заполнение таблицы_10-11 класс

Графическая систематизация материала по теме «Социальная структура
и социальные отношения»
(предлагаем учащимся заполнить таблицу, где определение пропущено)
Понятие
Определение
 Социальная сфера
Люди, осуществляя совмест­ную деятельность, объединяются в различные группы, общ­ности. Взаимодействие людей в таких группах и групп меж­ду собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.
Социальная диф­ференциация
Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие иссле­дователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу.
Социальное неравенство
Даже в первобытных племенах выделялись груп­пы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятельный и уважаемый вождь и его приближенные, а также жи­вущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.
Различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам.
Социальная страти­фикация
В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраи­ваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шка­ле, получила название страта (слой), а совокупность рас­положенных в вертикальном порядке социальных сло­ев — социальная стратификация.
Класс
К. Маркс и его сторонники главной формой социальной стратификации считали общественный класс.  Главным классообразующим призна­ком он считал отношения собственности на средства произ-
водства. Одну группу общества составлял класс, имеющий эту собственность, другую — лишенный ее: пролетариат и буржуазия. М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социаль­ной структуре классы и использовал для этого экономичес­кий критерий — богатство.
Социальная мобильность
Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход челове­ка в группу, расположенную на том же уровне, что и преж­няя, например переход из одной семьи в другую при повтор­ном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом че­ловек может совершать как социальный подъем (от мелко­го служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неква­лифицированного рабочего).
Социальный «лифт»
По мнению социолога П. Сорокина, перемещению людей из одной группы в другую способствуют несколько социальных институтов («лифтов»), в первую очередь армия (служба в ней во все времена давала воз­можность двигаться вверх по социальной лестнице), церковь (в период раннего христианства последовате­лями этого вероучения на начальных этапах были в основ­ном представители низших социальных слоев: рабы, ремес­ленники, зависимое крестьянство. После государственного признания в Древнем Риме многие из них бла­годаря церкви получали свободу и достигали высокого по­ложения в обществ), школа (об­разование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям).
Люмпены
Происходит от немецкого Lumpen — «лох­мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно
бщественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. Увеличение численности этой группы (люмпенизация насе­ления) опасно для общества, так как она служит питатель­ной средой для разного рода экстремистских организаций.
Маргиналы
От лат. marginalis — «находящийся на краю». К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основ­ных каналов маргинализации — массовая миграция из се­ла в город.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

тест_место искусства в духовной культуре_подготовка к ЕГЭ

Занимательное обществознание_10-11 классы

тест_ограны государственной власти в РФ, федеративное устройство_11 класс