Место искусства в духовной культуре_конспект урока

Метод
|
Методический
прием
|
Средство
обучения
|
Стимулирования и мотивации
|
Создание проблемной ситуации
|
Постановка вопроса
|
Словесный
|
Лекция, беседа, работа с учебником
|
Учебник: Обществознание : учеб. для 11 кл.
общеобразовательных учреждений : профил. уровень /Л. Н. Боголюбов, А. Ю.
Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.
: Просвещение, 2008. — 415 с., § 34
|
Наглядно-демонстративный
|
Использование средств ИКТ
|
Презентация
|
Практический
|
Выделение из текста ключевых
компонентов – составление Кластера, анализ теста
|
Учебник: Обществознание : учеб. для 11 кл.
общеобразовательных учреждений : профил. уровень /Л. Н. Боголюбов, А. Ю.
Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.
: Просвещение, 2008. — 415 с., § 34, раздаточный материал
|
Контроля
|
Вводный, текущий, итоговый контроль,
рефлексивные вопросы
|
Фронтальная беседа, эталоны ответов,
итоговый тест
|
Структура
и ход урока
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Дидактические
задачи
|
Деятельность
обучающихся
|
Время (в мин)
|
1
|
Организационный
|
Предъявление
единых педагогических требований: приветствие, выявление отсутствующих на
уроке
|
Психологическая
установка на восприятие урока
|
Подготовка
обучающихся к работе на уроке
|
2
|
2
|
Постановка цели и задачи урока
|
Послушайте
притчу. Искусствовед читал лекцию в монастыре.
—
Искусству место в музее, — сказал он, — а вот красота есть повсюду: в
воздухе, на земле — везде; она доступна всем — без имен и определений.
—
Совсем как духовность, — говорил Мастер на следующий день, оставшись наедине
с учениками. — Символы духовности можно встретить в музее, который мы
называем храмом, но ее сущность есть повсюду — доступная всем,
неопознаваемая, без имен и определений.
Как
вы думаете, о чем эта притча?
Тема
нашего урока «Место искусства в духовной культуре»
Предположите,
о чем нам предстоит узнать сегодня? Составление плана урока:
1. Понятие искусства
2. Споры о сущности искусства
3. Функции искусства
4.
Структура искусства
5. Современное искусство
|
Обеспечение
возникновения у обучающихся мотивации
|
Отвечают
на вопросы учителя, формулируют вопросы-цели своей деятельности
|
3
|
3
|
Актуализация
знаний обучающихся
|
Вспомните:
- Что такое культура? ( В самом широком смысле культура
представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности,
посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию
общественной жизни, т. е. культура — это исключительно человеческий,
социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно
сказать, что культура
является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование
обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных
подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности,
существование общества невозможны вне культурного контекста).
- Каковы пути развития культуры? (Человек создает культурные ценности и организует их движение по
каналам культуры, сохраняет и распространяет их. Процесс развития духовной
культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и оперированием
ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений
предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве
отправной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути
приращения культурного богатства — этопреемственность в
культуре и творческие прорывы, новаторство).
- Каковы причины, направления и последствия диалога
культур? ( предполагает взаимодействие, взаимопроникновение различных
культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение,
духовное сближение огромных культурных регионов. современное человечество существует
в неоднородной культурной среде — функционирует множество субкультур,
контркультур. Общество также является многоконфессиональным — люди
придерживаются различных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с
одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой — побуждает искать
пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного
взаимодействия в поликультурном многоконфессиональном мире является толерантность).
Приведите
примеры:
-
материальной культуры (жилище, одежда и иные предметы обихода, дороги,
технические средства и технологии)
- духовной культуры (достижения
науки и искусства, представления о смысле жизни, ценностные ориентации,
разного рода нормы и предписания, религия, мировоззрение, творчество)
|
Актуализация
знаний, реализация внутрипредметных (материалы предыдущих уроков) и
межпредметных связей.
Внесение
поправок и исправлений в опорных знаниях обучающихся
|
Отвечают
на вопросы учителя, дают определение понятий. Ликвидация пробелов в знаниях
|
5
|
4
|
Изучение
нового материала
|
На протяжении сегодняшнего урока предлагаю составить
кластер по нашей теме. Основными его блоками станут пункты плана, который мы для
себя определили. Итак, начинаем работу.
1. Понятие искусства
Искусство существует уже многие тысячелетия и
активно изучается исследователями, но в вопросе его происхождения отсутствует
ясность:
- ряд ученых выводит искусство из потребности всех живых
существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного
пола с целью продолжения рода;
- имеется мнение, что истоки искусства кроются в наличии
у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также
необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных
ролей;
- иногда искусство связывается с разными видами
магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека;
- оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда»
— практически полезные качества предметов становятся объектом
художественного отображения и эстетического наслаждения;
- многие современные исследователи связывают
искусство с мифологическим освоением действительности, содержащим в себе
познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.
Исходя из этого, попробуйте сформулировать
определение понятия «искусство».
Давайте сравним ваши ответы с
текстом учебника § 34, пункт 1.
Итак, мы можем рассматривать искусство, как мастерство, умение, ловкость и как специфический вид духовно-практического освоения
действительности и эстетического отношения к ней.
Какие смысловые блоки мы можем
записать к основному «Понятие искусства»? (форма деятельности (мастерство, умение); духовно-практическое
освоение действительности)
2. Споры о сущности искусства
Мы уже говорили о том, что существует несколько
пониманий сущности искусства. Работая с пунктом 2 параграфа 34, попробуйте
самостоятельно выделить смысловые блоки для второго основного блока кластера
«Споры о сущности искусства».
Итак, какие смысловые единицы удалось выделить? (Античность - искусство как подражание, отражение
природы. Основная задача — воспитание ума
Возрождение - отражение
природы и величайшего ее творения — человека — основная задача искусства
Классицизм - отражение человеческих типов, воспитательная
составляющая искусства
Просвещение - искусство
как своеобразная «школа нравственности»
Современность - искусство
как безграничная сфера проявления
творческого потенциала личности)
3. Функции искусства
Как вы думаете, какую роль искусство играет в жизни
людей? Приведите пример из личного опыта или знаний, полученных ранее, в то
числе и по другим учебным предметам, каким образом искусство влияло на
человека, его развитие.
(в процессе ответов формируется следующий
блок кластера «Функции
искусства»: познавательная, информационная, коммуникативная, ценностно-ориентирующая,
воспитательная, компенсаторная, эстетическая).
4. Структура
искусства
Чтобы
совместно разобраться в структуре искусства и понять особенности каждого из
них, предлагаю разделиться на четыре группы, каждая из которых будет работать
над своим фрагментом текста, затем представит результаты своего труда.
Параграф 34 пункт 4: для первой группы – 1 и 2 абзацы, для второй – 3, для
третье – 4 и 5, для четвертой: 6 и 7.
(проверка выполнения задания, в ходе
которой формирует блок «Структура культуры»: Виды искусства: 1. по
среде, материалу (звук
в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и
форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце); 2. реальные -— музыка, живопись,
пластика (архитектура и скульптура), идеальные — литература и поэзия;
3. пространственные или пластические -— все виды изобразительного
искусства, художественная фотография, архитектура, временные или динамические виды —
литература и музыка, пространственно-динамические,
синтетические или зрелищные — театр, киноискусство, хореография, цирк; 4. по
социологическому принципу: элитарное, народное и массовое.
Система жанров: 1. Литература - эпос, лирика и драма; 2. изобразительное искусство - портрет, натюрморт, пейзаж, батальная, историческая картина, карикатура, шарж; 3. Музыка - по способу исполнения (вокальные и инструментальные), по содержанию (лирические, эпические и драматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные).
5. Современное искусство
Современное искусство весьма разнообразно. По
мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета Творец не должен исповедоваться или проповедовать,
но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлинно свободным и
всесильным — средствами искусства он изменяет собственное и наше,
зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические
переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется
необходимый инструмент — метафора (художественный прием, связанный с
перенесением свойств одного объекта на другой на основании общего для них
признака) — своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и
выразить разнообразные стороны бытия, приближая нас к пониманию
бесконечности мира человеческих возможностей.
У вас на партах раздаточный материал. Внимательно
ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы:
1.О каком виде искусства идет речь?
2.В чем его суть?
3.Какие выразительные средства использует автор?
4.В чем отличие современного направления искусства,
о котором идет речь?
5.Вы считаете, подобную работу проявлением
искусства?
Раздаточный материал:
Александр, давайте
сначала вас как-то обозначим для наших читателей. Кто вы в первую очередь - "художник" или...?
Расскажите немножко о себе.
Сейчас
я, наверно, прежде всего, художник. Хотя очень многие люди знают меня как
программиста. Много лет назад я закончил художественную школу, думал о
поступлении в Суриковское училище, но перспектива попасть в армию меня
остановила. В результате, я закончил факультет кибернетики и много лет
работал системным программистом. Рисовать продолжал, но в свободное от работы
время и только для себя. Когда мне пришла в голову идея динамической живописи
или "живой картины" то я постарался соединить свой талант художника
и опыт программиста. На мой взгляд, получилось довольно интересное сочетание
искусства и технологии.
И что же получилось?
Как вы называете это "сочетание искусства и технологии"?
Сама
идея была проста - заставить картину жить во времени, т.е. превратить
статическую картину в динамическую. Динамические скульптуры появились
довольно давно, но к картинам этот принцип пока никто не применял. Да и это
казалось невозможным - как заставить краски на холсте меняться? На помощь
пришла современная технология. Вместо традиционного холста я использую
LCD-экран. Изображение на нем формируется компьютером. Но сюжет картины,
цветовое и стилистическое решение создает художник. Другими словами художник
разрабатывает эстетику и принцип построения картины, а компьютер на этой
основе создает миллионы вариаций этого сюжета. Тут важно понять, что если у
художника нет достаточного воображения, то компьютер ничего своего в картину
не добавит.
Есть ли в ваших
произведениях что-то инновационное? Или это все же переработанный опыт
прежних художников и программистов?
Если
смотреть на это по отдельности, то ничего нового здесь нет. Я не претендую на
открытие нового стиля в живописи - каждая из картин смотрится вполне
традиционно. Собственно это просто мои картины, которые я рисовал бы
используя холст и краски, другое дело, что их количество совершенно
невообразимо. Компьютер не может придумать ничего нового - у него нет
фантазии. Все что вы видите на экране придумано мной, а значит нет особой
разницы между работой художника над сюжетом и эстетикой традиционной картины
и динамической. Техника исполнения, разумеется, совершенно различна, но это
не имеет прямого отношения к искусству.
Что
до инноваций в программировании, то тут я тоже ничего нового не открыл.
Программисты давно научилось строить изображения, в том числе весьма
реалистичные. Новое появляется, когда два этих известных подхода
объединяются. В результате получается новое качество, которое изначально
отсутствовало в составных частях. Картина получает динамику, а программа
начинает не просто отображать то, что нарисовал художник, а
"творить", т.е. создавать новые варианты картины. Мне кажется,
раньше никто ничего подобного не делал.
Расскажите,
пожалуйста, о стиле ваших картин, и об их сюжетах.
Если
одним словом, то это Contemporary Art (переводится как современное искусство,
хотя перевод не совсем верен). Можно сказать, что я работаю в абстрактной
манере. Суть в том, что я считаю, что нет смысла соревноваться с
художественной фотографией в части натурализма. С появлением фотографии
искусство рисовать "что бы было как живое" потеряло особую
актуальность (хотя есть художники которые создавали произведения даже более
натуралистичные, чем любая фотография – например, Айвазовский).
Сначала
я увлекался преимущественно цветами и имитацией поверхностей. Мне нравилось,
что я могу сделать имитацию мазков краски на холсте, поверхности камня или
металла (не забывайте - речь идет об изображении на экране компьютера). Потом
это мне надоело, поскольку я понял, что имитация сама по себе не приносит
ничего нового. Интереснее создавать нечто нереальное, но так, что бы это
смотрелось как картина с натуры. Собственно такое направление давно известно
- это сюрреализм. Но художник-сюрреалист все равно оперирует известными
узнаваемыми образами, просто они оказываются в нереальной обстановке или
состоянии.
Я
попробовал идти по другому пути - представить абстрактные образы как реальные
объекты. Такая картина выглядит, как будто она нарисована с натуры, но
"пейзаж" при этом нереален. На такой картине есть реалистичные
поверхности, тени, перспектива и освещение, но образы на картине не имеют
никакой связи с реальностью, т.е. реалистично нарисовано нечто нереальное. Я
мог бы назвать этот стиль "Абстрактным Сюрреализмом".
(по материалам интервью Бусыгиной
Е.К. «"Динамические картины " Александра Басе»)
Какие смысловые блоки мы можем зафиксировать в разделе кластера
«Современное искусство»? (по мере
ответов обучающихся заполняется блок: отсутствие строгих канонов и правил;
применение современных технологий и достижение науки и техники; сложная
иерархия скрытых смыслов)
|
Обеспечение
восприятия и осмысление понятий.
Корректировка
понимания затронутых вопросов, элементов кластера
|
Усвоение
нового знания, решение практического
задания,
работа с учебником и раздаточным материалом.
Индивидуальная
и групповая работа.
|
20
|
|
|||||
5
|
Закрепление материала
|
1.Приведите несколько объяснений к заданиям:
1.1. Известно высказывание выдающегося деятеля французской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я
знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем». Приведите несколько
объяснений того, зачем нужно искусство.
1.2.Ученый, исследовавший круг наиболее активных и компетентных ценителей
и знатоков искусства, сделал вы вод о том, что искусством особенно
увлекаются те, «кому не удалась жизнь». Предположите, какую функцию искусства
как основную выделил ученый. Свой ответ аргументируйте. Подтвердите или
опровергните на нескольких примерах правоту его вывода.
1.3.Важнейшей тенденцией развития современного искусства является синтез
видов и стилей. Приведите несколько конкретных примеров такого синтеза.
Выскажите предположения о причинах появления данной тенденции.
2.Ответьте на вопросы:
2.1.Выберите верные суждения об
искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1.Искусство
нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и
обществе.
2.Искусство отражает действительность в
образно-символической форме.
3.Искусство, в
отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать
эмоциональное воздействие на человека.
4.Только
искусство объясняет события, явления окружающего мира.
5.B искусстве огромную роль играет воображение художника
и зрителя.
2.2. Найдите понятие, которое
является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже
ряда. Запишите это слово (словосочетание).
духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись
2.3.Ниже приведен перечень терминов. Все
они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два
термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми
они указаны.
1.архитектура 2.живопись 3.театр 4.кино
5.мораль 6.религия 7.музыка
|
Обобщение и корректировка ответов
обучающихся
|
Систематизация знаний, полученных в
ходе урока
|
7
|
6
|
Подведение
итогов урока (рефлексия)
|
Что нового вы сегодня узнали?
Можно ли использовать полученные знания на практике?
Что было наиболее трудным?
Что в изученном сегодня самое главное?
О чем захотелось узнать более подробно?
Заметили ли вы успехи в своей работе?
Какие общие выводы мы можем сегодня сделать?
|
Анализ
и оценка достижения целей учебного занятия
|
Самооценка
своей работы на уроке, сопоставление целей и полученных результатов
|
3
|
7
|
Домашнее задание
|
Параграф 34
Изучить Кластер
Выполнить задание к параграфу на анализ источника
|
|
|
|
Комментарии
Отправить комментарий