вспоминаем азы_теория обучения и воспитания
Общие
методы и средства обучения в школе. Классификация методов обучения. Выбор
методов обучения.
Методы
обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные
на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Основные
подходы к классификации методов обучения
Одной из острых проблем современной Дидактики
является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой
точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу
подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки,
существует ряд классификаций.
Распространенной является классификация методов
обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом
выделяют:
а) словесные
методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные
методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия);
в) практические
методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя
практические действия).
Словесные методы обучения
Словесные методы занимают ведущее место в системе
методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом
передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. -
выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения
их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их
устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить
объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по
объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их
решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды:
Рассказ. Предполагает
устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод
применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа,
его объем, продолжительность. К рассказу как методу изложения обычно
предъявляется ряд педагогических требований. Рассказ должен:
·
содержать только достоверные факты;
·
включать достаточное количество ярких и
убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
·
иметь четкую логику изложения;
·
быть эмоциональным;
·
излагаться простым и доступным языком;
·
отражать элементы личной оценки и
отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение
— это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают
при изучении теоретического материала различных наук, решении химических,
физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и
следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
·
точного и четкого формулирования задачи,
сути проблемы, вопроса;
·
последовательного раскрытия
причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
·
использования сравнения, сопоставления,
аналогии;
·
привлечения ярких примеров;
·
безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в
работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном
возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими
интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится
более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа
— диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно
продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или
проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач,
содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности
учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды
бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения
или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические);
синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному
ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего
класса (фронтальная беседа).
В целом метод беседы имеет следующее преимущество:
·
активизирует учебно-познавательную
деятельность учащихся;
·
развивает их память и речь;
·
делает открытыми знания учащихся;
·
имеет большую воспитательную силу;
·
является хорошим диагностическим
средством.
Недостатки метода беседы:
·
требует много времени;
·
содержит элемент риска (школьник может
дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется
в их памяти);
·
необходим запас знаний.
Учебная
дискуссия. Главное ее назначение — стимулирование
познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение, побуждение
к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для
этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в
содержательном, так и в формальном плане и наличие, по меньшей мере, двух
противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится
беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль,
убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой.
Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно
и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных
доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту.
Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и
в полную меру в классах полной средней школы.
Лекция
-
монологический способ изложения объемного материала — используется, как
правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции
заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия
школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях
по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях
возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по
темам или крупным разделам.
Работа
с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения. В
начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под
руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с
книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с
печатными источниками. Основные из них:
·
конспектирование - краткое изложение,
краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от
себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает
самостоятельность мышления;
·
составление плана текста. План
может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения
текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;
·
цитирование- дословная выдержка из
текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место
издания, издательство, год издания, страница);
·
аннотирование- краткое, свернутое
изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
·
рецензирование- написание краткого
отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;
·
составление справки- сведений о
чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические,
биографические, терминологические, географические и т.д.;
·
составление формально-логической модели—
словесно-схематического изображения прочитанного;
·
составление тематического тезауруса-
упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;
·
составление матрицы
идей- сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах
разных авторов.
Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие,
при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от
применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими
методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления
учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в
символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и
т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические
средства. Подразделяются на:
·
метод
иллюстраций предполагает показ ученикам
иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске,
плоских моделей и пр.
·
метод
демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов,
опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
При использовании наглядных методов обучения
необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая
наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна
использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в
соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно
быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть
демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко
выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать
пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая
наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих
учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или
демонстрационном устройстве.
Практические методы
Эти методы основаны на практической деятельности
учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения.
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или
практического действия с целью овладения им или повышения его качества.
Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах
учебного процесса. По степени самостоятельности учащихся при выполнении
упражнений выделяют:
а) упражнения по
воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по
применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.
Классификация
методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности
учащихся
Распространенной классификацией методов обучения
является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они
предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной
деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение,
частично-поисковые и исследовательские.
Суть объяснительно-иллюстративного метода
обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными
средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов
передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не
формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.
Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется
репродуктивный метод обучения.
Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию
учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а
деятельность ученика — в выполнении действий по образцу.
Суть проблемного метода
изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам
показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого
метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного
решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая
эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания
познавательных действий.
В целях постепенного приближения учащихся к
самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый, или эвристический, метод
обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу
на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.
Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы
пока отсутствует.
Этой цели служит исследовательский
метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний.
Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт
исследовательской деятельности.
Выбор
методов обучения
В педагогической науке на основе изучения и
обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору
методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств
и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения
зависит:
·
от общих целей образования, обучения,
воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
·
от особенностей содержания и методов
данной науки и изучаемого предмета, темы;
·
от особенностей методики преподавания
конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору
общедидактических методов;
·
от цели, задач и содержания материала
конкретного урока;
·
от времени, отведенного на изучение того
или иного материала;
·
от возрастных особенностей учащихся,
уровня их реальных познавательных возможностей;
·
от уровня подготовленности учащихся
(образованности, воспитанности и развития);
·
от материальной оснащенности учебного
заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
·
от возможностей и особенности учителя,
уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства,
его личных качеств.
При использовании комплекса названных обстоятельств
и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о
выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или
поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и
самоконтроля.
Так, в зависимости от дидактической цели, когда на
передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель
решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует
ли он их приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т.п.
В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения
учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных
предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В
ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным
изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее,
диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически
обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей
предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается
демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и
т.п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др.
Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о
выборе определенного сочетания методов обучения.
Комментарии
Отправить комментарий